В окрестностях города Юрьев-Польский Владимирской области 2 и 3 сентября состоялся очередной этап Кубка России по ралли-рейдам 2022 года, в котором тольяттинскому мастеру спорта довелось ассистировать представительнице прекрасного пола.
В умах широких масс россиян автогонщики — это почти всегда крепкие парни, которые могут в чистом поле из запчастей, ведра метизов и канистры с топливом построить гоночную машину, чтобы затем на ней одержать первую победу. Если взглянуть на ребят из команды «КАМАЗ-мастер» или «МАЗСпортАвто», да и на любой другой успешный коллектив, придуманный обывателями образ легко найдет реальных пилотов и штурманов, которые ему соответствуют. Все они технически грамотные, физически выносливые, сообразительные и морально устойчивые. Однако в России и за ее пределами немало молодых девчат и взрослых женщин, которые способны не просто поспорить с мужчинами на гоночной трассе, а еще и непринужденно их «догнать и перегнать».
Кандидат в мастера спорта из Санкт-Петербурга Татьяна Сычева как раз одна из тех, кто составляет этот неслабый слабый пол. В начале двухтысячных вместе с супругом посещала автогонки в качестве зрителя. А с 2015 года выступает в автоспортивных соревнованиях, причем в трофи и ралли-рейдах. Обе дисциплины отличаются минимальным набором комфорта, сложнейшими логистическими и дистанционными условиями проведения гонок, а главное – весьма острым соперничеством. К тому же, Татьяна Сычева в паре со своим почти бессменным штурманом Александром Алексеевым изначально не ограничивалась чисто российскими гонками, постоянно выбираясь на этапы Кубка мира (Баха «Северный лес», ралли «Казахстан» и другие, прим. авт.), а также марафоны «Шелковый путь» и «Дакар». При этом были победы и призовые места, да и в целом почти все гонки завершались успешно, за исключением Silk Way Rally 2019, где на спецучастке в Монголии пилотесса травмировала спину, но относительно быстро восстановилась и даже близко не планирует прощаться с автоспортом.
Ну, и какой может быть реакция штурмана, кроме согласия, когда ему поступает предложение проехать этап Кубка России в составе команды «Xesha Motorsport» именно с Татьяной Сычевой? Тем более, на эту гонку в классе мотовездеходов заявилось 17 экипажей. Иронизировать по поводу комичных историй с барышнями за рулем можно долго, но тут другое дело: в профессиональном автоспорте нет случайных людей. Пилотажные и штурманские навыки вкупе с дисциплинированностью женщин здесь, зачастую, сильно лучше, чем у коллег-мужчин.
Достаточно вспомнить хотя бы, как с замиранием сердца бывалые мужики следят за ремонтными работами, которые выполняет Екатерина Жаданова (штурман Анастасии Нифонтовой). Ну, а еще можно вспомнить победительницу Чемпионата России по автокроссу Екатерину Бояринову. Пилотессу Марию Опарину, которая не смог выбить с дистанции марафона «Дакар» даже перелом руки. Собственно, сама Настя Нифонтова, которая непринужденно управляется как с автомобилем или багги, так и с мотоциклом, у пилотов-мужчин пользуется уважением.
Гонку предваряли тренировочные заезды. Нужно было подобрать удобный формат диктовки маршрута, протрясти машину на предмет технических недоработок, отработать действия экипажа в боевых условиях. Здесь на 13 километрах полевых дорожек показательно раз за разом сокращалось время прохождения дистанции. Если первый прогон экипажа Сычева-Плюхин занял 8 минут 58 секунд при средней скорости 88 километров в час и максимальном разгоне до 121, то второй был на 30 секунд быстрее. Третий еще чуть быстрее, а пятое прохождение вовсе зафиксировало 7 минут 46 секунд, то есть средняя скорость превысила 100 километров в час, а максимальный разгон вплотную приблизился к 140. Еще быстрее, кстати, ездить нельзя даже в гонке – в Кубке России для мотовездеходов установлено ограничение скорости и за превышение полагается штрафное время. Тренировки прошли удачно – пилот слышала штурмана, штурман чутко реагировал на пожелания пилота.
В основном меню гонки значилось 20 километров первого скоростного участка (СУ), а затем четыре прохождения почти 58-километровой трассы. Увы, иногда техника вносит серьезнейшие коррективы в планы экипажа. Так произошло уже на шестом километре первого СУ бахи «Князь Владимир», когда шаровая опора левого треугольного рычага, произведенная гоночным ателье легендарного уральского гонщика Сергея Карякина, решительно развалилась. Палец остался в ступице, а рычаг с корпусом опоры упал на грунт. Левое переднее колесо без него встало под острым углом.
Пришлось останавливаться и подручными пластиковыми стяжками фиксировать рычаг, чтобы добраться до финиша своим ходом. Честь и хвала производителями пластиковых хомутов – экспресс-крепежа хватило ровно до финишного створа. Дальше отдавать судьям контрольную карту, чтобы официально закончить первый день гонки Maverick с бортовым номером 216 доезжал в весьма оригинальном стиле и под аплодисменты зрителей.
Впрочем, настроение экипажа этим недоразумением испорчено не было. Машину тут же в поле снабдили более надежным креплением, а затем передали механикам, которые окончательно привели ее в порядок к старту второго дня соревнований.
Скоростной участок протяженностью 58 километров с каждым проездом трех десятков гоночных внедорожников и мотовездеходов приобретал новые очертания – где-то появлялись камни и палки, где-то грунт становился рыхлым или наоборот, скользким. Словом, одна и та же, на первый взгляд, трасса менялась, но оставалась при этом крайне требовательной к экипажам.
Татьяне Сычевой и Максиму Плюхину не довелось сделать значительных навигационных или пилотажных ошибок, а потому время прохождения от круга к кругу улучшалось, правда, уже не так ощутимо, как на тестах. Ускориться смогли с 46 до 43 минут на круг. Сказывалось соревновательное волнение и желание избежать технических проблем. Да и покореженные машины соперников, замершие на обочине трассы то тут, то там способствовали тому, чтобы умерить пыл. Экипаж успешно финишировал в гонке, показав 11‑й результат из 17-ти. От взаимодействия остались исключительно позитивные впечатления.
На будущее у тольяттинца свои турнирные планы, а для экипажа Татьяны Сычевой и Александра Алексеева следующая гонка запланирована в Ульяновской области уже 22–25 сентября. Это будет четвертый этап Чемпионата России по ралли-рейдам – баха «Холмы России». Татьяна в таблице результатов занимает 11 место и еще легко может войти по итогам сезона не только в ТОП-10, но и в пятерку сильнейших пилотов категории Т3 в РФ.
Андрей Серегин, фото Сергея Белякова
Сообщение Штурман из Тольятти рассказал о первой гонке с женщиной-пилотом появились сначала на CityTraffic.