Как ранее сообщал «Сити Трафик», четверка иностранных экипажей, заявившихся в «Дакар ‑2022» на советских внедорожниках «Нива», понесла существенные потери – к финишу гонки 14 января 2022 года в строю осталось лишь две машины. Впрочем, этого хватило, чтобы вдруг появились разговоры о возвращении тольяттинского джипа в реальный «Дакар». Попробуем разобраться – под силу ли такое испытание любимой многими поколениями россиян машине.
Две «Нивы» из четырех финишировали на сильно упрощенном маршруте Дакар Классика — и сразу последовало обещание руководства АВТОВАЗа подумать о возможной заявке заводской команды на этих внедорожниках прямиком в спортивный зачет марафона. Соответствующие громкие сообщения появились в СМИ и соцсетях 17 января 2022 года с подачи бренда LADA уже через три дня после завершения 43-го марафона «Дакар», по праву считающегося одной из самых сложных гонок на нашей планете.
1. «Дакар» настоящий, но не совсем.
Те, кто не близко знаком с категорией Dakar Classic могут подумать, что «Нивы» реально мчали по дюнам, на которых периодически застревали КАМАЗы, где падали и получали травмы мотоциклисты, откуда уже затемно возвращались мотовездеходы (SSV), которые в песке чувствуют себя, как дома. Это не так.
Каждый день марафона, а он стартовал 1‑го и закончился 14-го января, включал длинную дистанцию для основного зачета: мотоциклистов, квадроциклистов, экипажей внедорожников, легких багги, прототипов и грузовиков. Протяженность трассы для остального «гарнира» была сильно меньше, потому что иначе полугражданские машины, собранные 30 лет назад и ранее, пришлось бы уже на первом этапе массово вызволять из пустыни ночью. Такова суровая реальность «Дакара».
Более того, «Классика» проезжала дистанцию в режиме ралли третьей категории, то есть в формате движения на регулярность. Они не гнали, а просто ехали по накатанным дорожкам. Этакий внедорожный туризм, сафари или что-то подобное. Задача экипажа в таких соревнованиях не быстро, а максимально точно по легенде организаторов собирать указанные точки и, если требуется, проезжать специальные отрезки, выполняя определенные задачи. За каждую ошибку вроде раннего или позднего прибытия в назначенный пункт начисляются штрафные баллы. Чем меньше таких баллов к финишу – тем лучше результат.
Так вот, на официальном сайте «Дакара» можно увидеть, что только в первый день классический зачет из 142 машин проезжал 22 километра, а все остальные – 19 км. То есть дистанция была у них незначительно больше. Далее на втором этапе спортсмены преодолели 333 км, а «Классика» – 141 километр. Третий день включал 338 км для всех и всего 234 км — для «ветеранов». На шестом этапе весь караван проехал 404 км, а «Классика» — 215 километров. В седьмой день гонки все мчали 402 километра, а Classic – 286. Наконец, за день до финиша вместо 346 км для пелетона, «Нивы» героически прошли лишь 186 километров. Да и в последний день разница была: 164 против 89 км.
В каждом случае организаторы исключали из маршрута классических машин наиболее сложное бездорожье. Весьма метко охарактеризовал классический зачет один из лучших в мире штурманов россиянин Константин Жильцов: «Интересно наблюдать за «Классикой». Каждый день где-то ездят, приезжают запылившиеся, только на боевом спецучастке мы их не видели ни разу». Справедливости ради, отметим, что Денис Кротов и Константин Жильцов держались в диапазоне ТОП-50 абсолютного зачета «Дакара» всю гонку и стартовали каждый день на 4–5 часов раньше «Классики». Поэтому они могли и не видеть «хвост» длинного каравана участников.
2. Промежуточные результаты и итоги гонки.
Тут начинается самое интересное. Как уже отмечено выше, стартовало аж 142 классические машины – «Нива» там вовсе не самый экзотический экземпляр. Ехали Porsche 911, Fiat Panda, TATRA 815, Volkswagen Coccinelle, а ещё целый караван разномастных моделей Peugeot, Land Rover, Mercedes Benz и Toyota.
Забегая вперед, расстроим поклонников наших машин – именно Mercedes и Toyota с первого дня удерживались в ТОП-10 из 142 гоночных авто. К середине марафона явные лидеры Фастер Плиего и Рамирес Мур на «немце» имели 120 штрафных очков. Наилучший результат «Нивы» эту цифру «превзошел» почти в 100 раз – 10262 числилось у экипажа Романа Грабовски.
«Нива» не была даже близко в головной части каравана – наилучшие показатели по ходу гонки с трудом дотягивали до подвала ТОП-100. И ехали наиболее надежно и точно на «Ниве» вовсе не Марио Якобер и Сладан Милич на машине №763, а частный дуэт Роман Грабовски с Констанцией Шинар, их бортномер №791 и Марсель Кирос с Артуром Арагонесом на машине №812.
У команды улыбчивых швейцарских парней уже на первой сотне километров потекло масло из двигателя. Из кулуарных обсуждений появились основания полагать, что с другой «Нивы» с почти зеркальным бортномером 736 попросту сняли силовой агрегат и переставили в машину швейцарских гонщиков. Их родной мотор вышел из строя. Никаких технических подробностей от самих участников событий, увы, добиться не удалось, хотя российские блогеры и журналисты исправно обращались за интервью. Всегда в ответ звучало, что-то вроде: «День был хороший, мы добрались на бивуак и мы счастливы! Завтра поедем на другой бивуак».
Наконец, после 12 этапов за 13 дней гонки победу в классической категории завоевал Toyota Land Cruiser HD J80 – легендарная японская «восьмидесятка». Пилотировали ее Серж Моно и Флорент Друлон. Поздравляем с триумфом! Второе и третье места этого класса забрали Mercedes ML и Mercedes G320. Экипаж победителя гонки набрал лишь 399 штрафных очков. Лучшая «Нива» из двух оставшихся в строю привезла к финишу 55716 баллов, и это снова были Роман Грабовски и Констанция Шинар (105 место). Якобер и Милич – 115‑е – у них 75201 очко. Разницу сложно не заметить.
3. Матчасть.
Безусловно, мы не преследуем цели кого-то обидеть или оскорбить. Парни на «Нивах» и на любой другой технике все же почти две недели колесили по пустыне среди верблюдов, камней, дикого безжизненного ландшафта, и это заслуживает уважения. Из 142 машин классики финишировало лишь 129, что свидетельствует о непростых условиях, в которых двигались участники. Но не хочется при этом и создавать ложные иллюзии у поклонников «Нивы», что завтра или в январе 2023 года наш любимый внедорожник легко и непринужденно проедет весь «Дакар» хотя бы не на спортивный результат, а с целью добраться до финиша.
Тем, кто в этом уверен, рекомендуем взглянуть на сайте марафона, как и на чем ехала команда Audi, а также ближе познакомиться с техникой коллектива КАМАЗ-мастер, чтобы понять, что даже прототип стоимостью в несколько миллионов Евро легко может не добраться до финиша Дакара. Яркий пример тому – разрушение первичного вала на BMW X5 российского экипажа Владимира Васильева и Олега Уперенко буквально за 50 километров до финиша гонки на последнем скоростном участке.
Еще один важный момент – крайне скупые отчеты с бивуака от иностранных «специалистов», обслуживавших «Нивы». Это пока свидетельствует о том, что наши машины они любят, но вряд ли до конца понимают, как именно их следует готовить к таким суровым гонкам.
У «Нивы» есть ряд классных конструктивных преимуществ перед многими иностранными гражданскими аналогами, но «в бою» ей тяжело. Это прекрасно знает любой российский гонщик уровня 1 разряда или КМС. Штатный мотор склонен к перегреву. Шаровые опоры — и верхние, и нижние — лучше менять каждые 200–300 км настоящего бездорожья, иначе можно остаться без колес. При сверхнагрузках легко может заклинить редуктор — и машина дальше не поедет. Найти баланс между надежностью установленной блокировки (а без нее в песке делать нечего) и живучестью стальных «палок» привода – особая наука, которую в российских трофи и ралли-рейдах экипажи постигают годами. И это далеко не все слабые места машины .
В общем, сама идея с отправкой «Нивы» на Дакар – классная. Но позволим себе предположить, что подойти к ее реализации лучше с другой стороны. Взять настоящий спортивный автомобиль, созданный еще в 80‑е годы прошлого века. Одна такая «Нива» в кузове пикап с независимой подвеской и изначально встроенной уникальной системой охлаждения, кстати, построена в Тольятти. Она в России, а не далеко в Европе. Именно это «оружие» в свое время Александр Рублев и Александр Лакеев из Отдела испытаний автомобилей 4х4 УГК Волжского Автозавода не раз и не два использовали, в том числе на крупных международных внедорожных ралли. И побеждали в реальных боевых условиях.
«Сити Трафик» продолжить следить за подготовкой упомянутого авто к старту на ралли «Дакар — 2023». Бюджет участия в международных марафонах таков, что частная команда из Тольятти легко может и не набрать нужную сумму, но попытаться можно.
Андрей Серегин, фото LADA.ru