В минувшую субботу, 12 ноября, в Астраханской области состоялся финал Кубка России по ралли-рейдам 2022 года, в котором результативно выступили сразу два штурмана из Самарской области.
В списке участников заключительной гонки сезона значилось 20 экипажей в трех зачетных категориях техники. В Кубке России класс N или «Национальный», напомним, составляют серийные отечественные внедорожники. Категория N2 это мотовездеходы или багги. А в зачете R, он же «Рейд Спорт», пилоты соревнуются на прототипах, построенных на базе полноприводных машин
В двух из трех классов уже не стоял вопрос о победителе сезона. Еще на предыдущей бахе «Тула» класс «Рейд Спорт» досрочно возглавили Андрей Сушенцов и Александр Щанов из столичной команды «S&A Racing». В N2 застолбили себе титул обладателей Кубка России Армен Пузян и Кирилл Шубин из «Nakusi Racing Team». А вот в «Национальном» намечался серьезный спор за победу в сезоне между орловско-курским экипажем Александра Шатохина и Кирилла Гуляева с дуэтом Евгения Яковлева – Виктора Шитикова из города Каменск-Шахтинский. Да и в командном зачете еще предстояло определить, кто же сильнейший: заводской коллектив «УАЗ Спорт», команда «XTeamMotorSport» из Ульяновска или столичная команда «QC OIL-ONE-UP Motorsport».
Организаторы бахи «Астрахань» подготовили интереснейшую трассу. Скоростной участок протяженностью около 72 километров включал и относительно быстрые степные дорожки, и хитрые задачки с взятием навигационных точек, и проезд нескольких больших песочник, в том числе, легендарную достопримечательность Астраханской области – бархан «Большой брат». Данный спецучасток каждый экипаж проезжал три раза, соответственно, итоговая дистанция даже без дорожных секций составила почти 216 километров.
Главной особенностью финала стала необходимость самостоятельного контроля экипажами взятия точек на песчаных отрезках трассы посредством какой-либо программы с функцией GPS-навигации в смартфоне, а не при помощи специального раллийного навигатора, как это происходит в Чемпионате России. Это возлагало именно на штурманов максимальную ответственность, поскольку, разминувшись на третьем прохождении трассы с одной из точек на бархане «Большой брат», можно было вместо результата схлопотать исключение из гонки.
Тольяттинский штурман Павел Емелин, ассистировавший на этот раз руководителю команды Nakusi Racing Team Алексею Тузову из Санкт-Петербурга, блестяще справился с поставленной задачей – данный экипаж не привез ни единой секунды штрафного времени. Все было пройдено чисто и точно, что гарантировало третье место в гонке. Парни лишь незначительно уступили в скорости Дмитрию Мордковичу и Ивану Безденежных (TEAM Maria Oparina), а также Борису Гадасину и Дмитрию Кожухову из питерской команды «G‑FORCE Motorsport», которые заняли, соответственно, первое и второе место.
Другой тольяттинец Максим Плюхин на этой гонке составил компанию пилоту Александру Пономаренко на внедорожнике УАЗ. При первом же прохождении СУ экипаж промахнулся мимо той самой коварной навигационной точки. Сделав правильные выводы, на втором спецучастке внедорожник нужную точку, расположенную почти на выходе с бархана, взял, но завяз в рыхлой песчаной воронке.
Пришлось долго орудовать лопатами и домкратом, пока мимо чинно проследовали один за другим два грузовых ГАЗ Садко Next. Попытались вызволить застрявшего соперника ульяновские гонщики Денис Назаркин и Андрей Никифоров, но и их УАЗ-пикап стал закапываться. Так и пришлось спасаться самим. Почти трехчасовой штраф и чуть позднее вышедший из строя гидроусилитель руля, заставивший пилота изрядно поработать, не сломили боевой дух спортсменов, они благополучно финишировали.
В связи с упомянутым выше обстоятельством с отслеживанием навигационных точек сложилось так, что основные события гонки, можно сказать, развернулись после финиша. Штаб соревнований зафиксировал поломку и, соответственно, технический сход трех мотовездеходов и гоночной ГАЗели Next. А еще пять экипажей, в том числе, лидеры класса N были исключены из соревнований, поскольку в песках ту самую точку они не взяли.
Впрочем, в этой ситуации турнирный результат «Национального» класса Кубка России определили очки, набранные ранее, поэтому поздравления с победой в сезоне принимали Александр Шатохин и Кирилл Гуляев. Их соперники Евгений Яковлев и Виктор Шитиков, кстати, точку-то взяли, но предварительно очень долго освобождали свою машину из песчаной воронки, из-за чего не уложились в норматив времени. Увы, все, что экипаж проехал после истечения 1 часа 40 минут, отведенных на проезд СУ, в спортивный зачет уже не попало.
Александр Пономаренко с Максимом Плюхиным в итоге заняли первое место в «Национальном» классе на бахе «Астрахань», опередив заводской экипаж Вадима Новикова и Дмитрия Рыбина. А заодно оформили победу в сезоне команде «QC OIL-ONE-UP Motorsport». Достойный финал добротного сезона.
Завершая рассказ, кстати, стоит особо отметить географию и качественное наполнение проведения Кубка России по ралли-рейдам 2022 года. Ведь предыдущие несколько лет программа турнира была сильно скромнее – лишь четыре этапа, а в ковидном 2020 году и вовсе было всего две гонки.
В этот раз же старт был дан в мае в Волгоградской области в природном заповеднике Арчединско-Донские пески. Затем участники дважды встречались на грунтовых дорожках и в лесах Ульяновской области. Сражались в обрамлении интересных пейзажей Владимирской губернии. После этого штурмовали добротный чернозем в Тульской области и, наконец, аж в ноябре завершили насыщенный сезон в астраханских песках. В проекте календаря 2023 года пока значится 5 этапов Кубка России.
Андрей Серегин, фото Максима Морозова
Сообщение Удачно сложилась для спортсменов из Тольятти гонка по барханам в Астрахани появились сначала на CityTraffic.