Десятилетняя Настя Каюрова – единственная барышня среди самарских пилотов багги класса «Д3-Мини», она усиленно готовится к официальным соревнованиям, чтобы на равных сразиться с мальчишками.
Женский автоспорт – тема очень тонкая и сложная. Особенно если говорить о столь брутальной дисциплине, как автомобильный кросс, где в заезде десяток машин одновременно срывается с места, а затем каждый на грязевом покрытии стремится прибыть первым к заветному клетчатому флагу. Здесь яркие звезды среди девчат, способных быть сильнее и быстрее иных мужчин, безусловно, есть. Достаточно вспомнить относительно недавнюю победу москвички Екатерины Бояриновой в Чемпионате России по автокроссу или яркий триумф этой осенью в кольцевых гонках Ирины Сидорковой из Петрозаводска. Тем интереснее наблюдать, как набираются опытами такие новые яркие звездочки у нас в Самарской области.
Знакомьтесь, Анастасия Каюрова. Она с папой и мамой провела минувшие выходные в городе Бузулук Оренбургской области. Не в кино или на аттракционах, а на соревнованиях. Свои заезды представительница Самары на этом автокроссе провела безупречно – показала лучшее время квалификации, а затем одержала победу в первом финальном заезде. Во втором финале тоже долго удерживала лидерство, но один из соперников вырвался вперед. Итоговому второму месту Насти искренне порадовалась вся семья – барышня столь мастерски сражалась, что полученный опыт и красивейшая борьба ценнее любого золота.
Освободившись от гоночного процесса, спортсменка вместе с родителями готова пообщаться и тут выясняется, что собственно в автомобильных гонках она оказалась не сразу.
- Мне 10 лет, впервые я оказалась за рулем в 4 года. Куклы мне не так интересны, как техника, поэтому с удовольствием попробовала прокатиться на электроквадроцикле. Папа увлекался квадроциклами, поэтому дальше последовал уже бензиновый кроссовый квадроцикл. Тогда у меня начались активные и достаточно серьезные тренировки на мотокроссовых трассах, — рассказала Настя.
Отец гонщицы Григорий Каюров добавляет, что несколько лет назад в Самаре клуб «Новый Горизонт» и клуб «Самарские Квадроциклисты» организовывали увлекательные соревнования по квадрокроссу – гонкам на квадроциклах по грязевому покрытию с массовым стартом участников.
- Мы всегда принимали активное участие в детском классе, но, к сожалению, это направление в Самарской области не получило должного развития и фактически исчезло. Я начал искать альтернативу. Однажды мы приехали в качестве зрителей в Тольятти на гонку «Серебряная Ладья». Там и увидели, что существует детский автокросс.
Для публики далекой от автоспорта поясним, что в классе «Д3-Мини», где выступает Настя, гоняют преимущественно мальчишки в возрасте от 6 до 11 лет. Боевую девчонку это не смутило. Родители подыскали старенькую машину, и в 7 лет Настя впервые села за руль багги. Вспоминает этот момент и говорит: «Это была любовь с первого взгляда!».
Увидев горящие глаза дочери, отец продал всю экипировку вместе с квадроциклом и приобрел для нее уже современный конкурентоспособный багги. Так в нашей областной столице не только появилась первая девчонка-гонщица, но и самая первая машина «Д3-Мини». Позднее заразительному примеру Каюровых последовали друзья и тоже пробрели багги своему сыну. Появление «спарринг-партнера» положительно сказалось на тренировках – гонять с соперником интереснее и полезнее, чем одной накручивать круги по трассе.
Юная гонщица говорит, что родители от нее не требовали особых достижений в автомобильных гонках, но всегда подбадривали: «Займи первое место, ты сможешь!».
- Теперь папа обычно говорит: «Настя, покажи красивую гонку и борьбу!» Я стараюсь.
Отец спортсменки, выступающий для нее сразу и тренером, и механиком, отметил, что в какой-то момент стало заметно отсутствие базового наката и теоретической подготовки. Кроме как в картинге такие вещи получить негде. Поэтому уже год Настя посещает школу картинга в Самаре, где получает ценные советы, а главное, тут же отрабатывает их на практике. Ошибки разбирают всей командой, делают соответствующие выводы.
- Я стал замечать, что манера езды очень поменялась: появилась стабильность, уверенность, – отмечает Григорий Каюров.
Родители иронизируют, что совмещение автоспорта с учебой — это больная тема. Тем более, в жизни Насти еще находится время танцам, катанию на коньках и другим увлечениям. И все же пока удается успешно находить компромиссы. А сама гонщица с блеском в глазах рассказывает, что ее кумиры в автомобильных гонках это Дарья Бячкова из Бузулука и Ирина Фомичева из Оренбурга.
- Эти девочки едут в классе «ОКА-юниор» и почти всегда увозят с гонок призовые кубки. Они очень переживают и болеют за меня на соревнованиях, — говорит она.
Отец Насти не скрывает восторга от того, что дочь очень рано прочувствовала непередаваемый энергетический заряд от автомобильных гонок.
- Этот адреналин затягивает! Я вижу каждый раз на соревнованиях, как она переживает, борется с предстартовой нервозностью, настраивается в перерывах между заездами, переживает горесть от поражения и счастье от победы. Безмерно радуюсь сам, что смог ей все это дать. Сам не раз участвовал в соревнованиях и отчетливо ощущаю то же, что чувствует ребёнок, — говорит Григорий Каюров.
Семья Каюровых поступательно развивается в автоспорте и теперь планирует полностью проехать грядущий сезон Первенства России по автокроссу. Утвержденного календаря этих соревнований пока нет, однако это точно будет 6 гонок или больше по аналогии с уходящим 2022‑м годом. Первенство страны – серьезная планка, но и база у самарской гонщицы уже солидная. Анастасия успела вплотную познакомиться с трассами автокросса и картинга не только в Самарской области, но и за ее пределами, в частности, в Оренбургской и Ульяновской областях.
С такой подготовкой и боевым настроем все точно получится, остается лишь пожелать юной гонщице и ее дружной группе поддержки огромной удачи, здоровья и новых побед!
Андрей Серегин, фото Алексея Зайцева и Андрея Лысенко
Сообщение Юная гонщица представит Самару в Первенстве России по автокроссу 2023 года появились сначала на CityTraffic.